Основная задача сейчас — переждать
Владимир МоженковИндивидуальная консультация
Конфликт на Украине поставил под вопрос успешное будущее российского предпринимательства. Крупнейшие банки и компании оказались под санкциями, а бизнес поменьше вынужден занимать выжидательную позицию. Опрошенные «Компанией» предприниматели находятся в замешательстве, рассчитывая на силу импортозамещения и помощь властей. При этом планов по переезду они пока не строят в надежде, что ситуация вскоре разрешится.
Спецоперация России на Украине, начавшаяся 24 февраля, вынудила западные страны ввести против российских банков и компаний санкции. Под американские ограничения попали ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, РСХБ, Альфа-банк и Московский кредитный банк, в черный список Великобритании — ВТБ, Промсвязьбанк, банк «Россия», а также «Аэрофлот». Для фондового рынка 24 февраля стало новым «черным четвергом»: за считанные часы акции российских компаний просели на 30-40%, а богатейшие люди страны потеряли почти $40 млрд. Только совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов лишился более $5 млрд.
В тот же четверг президент России Владимир Путин провел встречу с представителями крупного российского бизнеса. Один из ее участников рассказал Forbes, что обсуждались и возможные наказания для компаний, опасающихся вторичных ограничений и отказывающихся работать с теми, кто уже под санкциями. «Поддержим бизнес вопреки санкциям, а вы должны быть патриотичны», — кратко пересказал разговор с президентом источник The Bell.
На фоне происходящего к компаниям-«эвакуаторам» бизнеса ежедневно поступают десятки обращений о релокации. В основном обращаются стартапы на ранних стадиях развития, рассказывали VC топ-менеджеры «эвакуаторов». Российских бизнесменов интересует переезд в Испанию, Португалию, Латвию, Андорру и на Кипр, а также в Великобританию, Францию и Ирландию.
Сейчас эвакуация бизнеса затруднена. Помимо санкций, европейские страны начали останавливать визы россиян и закрывать воздушное пространство для отечественных самолетов. На сегодняшний день небо для отечественных самолетов закрыли все страны ЕС.
Президент агропромышленной группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев:
Безусловно, ситуация в мире заставляет опасаться за будущее компании: наше производство находится в 150 км от границы с Украиной, также напряжение подкрепляют проблемы в финансовом секторе — на днях у нас приостановились договоренности с иностранной лизинговой компанией. Хочется верить, что государство в этот сложный период будет совместно с нами решать вопросы — в одиночку этого просто не сделать.
Мы закредитованы, а за последние 10-15 лет привлекли большое количество средств, благодаря которым компания развивалась. Если сейчас банки начнут «закручивать гайки», это отразится и на нас. Помню, как в 2008 году нам процентные ставки повышали в ультимативном порядке, но сейчас таких действий бизнес не выдержит. Проблема и в том, что у нас производство, которое просто нельзя остановить. И то, что буквально вчера казалось немыслимым — сегодня уже в заголовках всех новостей.
В данной ситуации главное — спокойствие. Сейчас мы надеемся на конец военной операции в течение месяца и корректируем планы на текущий год.
Гендиректор архитектурного бюро G5 Architects Алексей Хоменок:
Российская строительная отрасль достаточно устойчива к любым санкциям и отличается высоким уровнем импортозамещения. Тем не менее, строительству может потребоваться помощь государства, особенно в поддержке ипотеки для сохранения покупательской способности. Если поставки стройматериалов, оборудования и техники в Россию будут приостановлены, то придется искать аналоги западных поставщиков на отечественном и китайском рынке. Китайские поставщики не всегда соблюдают сроки, а это может привести к увеличению длительности строительства. А для тех, кого не устроит качество, возможно, найдется лазейка через третьи страны, но цены существенно вырастут.
В целом, остается надеяться на скорейшее завершение конфликта, эвакуироваться мы не планируем.
Владелец бренда и музыкального лейбла KUDRYASTUDIO Сергей Кудря:
Опасения есть, поскольку многие люди сейчас будут беречь деньги, покупая самое необходимое. Подобное уже было в 2020 году, однако тогда это была всемирная ситуация.
Так как наш бизнес зарабатывает в долларах, мы не переживаем за закрытие. Поскольку заработок в рублях с 24 февраля стал выше, мы все еще планируем открыть филиалы по России и ЕС. При этом наши планы на 2022-й кардинально поменялись — сейчас мы полностью перерабатываем стратегию развития. Не исключаю, что на фоне политической ситуации многие стриминговые сервисы просто уйдут с рынка РФ.
Генеральный директор компании «РосДомофон» Александр Детков:
Мы не планируем эвакуировать бизнес в другую страну. Наш основной рынок на текущий момент — Россия, и мы не меняли планы в связи с текущими событиями. Конечно, готовимся к тому, что цены на микроэлектронику и логистику продолжат расти. Это, в свою очередь, может снизить динамику подключения домов к сервисам умной домофонии.
Пока мы наблюдаем за развитием ситуации и продолжаем создавать хороший продукт. Все реально, даже в условиях жестких ограничений. Считаю, что паника ни к чему хорошему не приводит: в СМИ появляется много разной информации о предстоящих ограничениях, но делать какие-то окончательные выводы пока рано.
Президент технологической компании SNDGroup, руководитель рабочей группы по инновационной деятельности Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Ольга Квашенкина:
В силу довольно напряженных отношений между Китаем, США, Россией и Европой, а также постепенного усиления санкционного режима внутри нашей страны компании перефокусировались на работу в треке импортозамещения. Мы как производители постарались максимально оторваться от зависимости в закупках в Европе и США и переориентировались на российских производителей, либо на азиатские рынки. К счастью, для целого ряда российских компаний, в том числе для моей, нынешняя ситуация не привела к эскалации конфликта в азиатском направлении. Наша компания уже давно работает на два рынка — на российский и китайский, поэтому в этом ключе ситуация все-таки на наш бизнес, если и повлияет, то минимально.
Мы не собираемся никуда эвакуироваться, остаемся работать на российском рынке. Пока мы не меняли дорожные карты и бизнес-планы на 2022 год. Мы надеемся, что ситуация скорейшим образом разрешится: настанет мир во всех отношениях, а эта горячая история перейдет в режим переговоров. Сейчас же мы заняли выжидательную позицию, потому что ситуация находится на пике.
Основатель маркетингового агентства ZAMEDIA Вадим Забеглов:
У нас digital-компания, поэтому ситуация вокруг Украины на нас повлияла, но не кардинально. Так как мы работаем в B2B-сфере, пришлось оперативно связываться с клиентами из ближайших стран и уточнять дальнейшие планы: приостанавливать или продолжать сотрудничество. Например, веб-разработку этот конфликт не сильно задел, а вот рекламные кампании приостановили работу над проектами на две недели, так как цены на аукционе резко взлетели из-за волатильности валюты.
Работа с клиентами из Украины была приостановлены до стабилизации ситуации. Сроки подписания договоров также пришлось сдвинуть, так как у клиентов бизнес находится в реальных секторах экономики. Кроме того, было решено увеличить загрузку специалистов, чтобы они не отвлекались на новости и сдавали проекты раньше.
Наша основная задача сейчас — переждать. Планы на этот год мы пока не меняли, но держим руку на пульсе.
Владимир Моженков, основатель Mozhenkov Progress Consulting:
Санкции в отношении России на данный момент направлены на глобальное разрушение экономики нашей страны. Поэтому, прежде всего, под угрозой оказались владельцы крупного и среднего бизнеса, чья деятельность напрямую связана с европейскими странами. Это может быть как импорт, так и экспорт сырья, комплектующих или готовых товаров в страны Евросоюза или из них.
Несмотря на то, что сложно будет потерять выгодные взаимоотношения, выстроенные годами, чем быстрее собственник бизнеса поймет, что санкции — на годы, а, возможно, на десятилетия, тем проще ему будет сохранить рентабельность своего дела. Для этого есть несколько способов. Первый — перенести бизнес в Казахстан, который объединен с Россией Таможенным союзом ЕАЭС, что упрощает логистику и взаиморасчеты между партнерами. Аналогичная ситуация с Азербайджаном — в ходе последних встреч глав государств стало очевидно, что эта страна лояльна к российским предпринимателям. Для локализации бизнеса можно рассмотреть и Турцию, Израиль, но тут существуют риски больших издержек из-за перебоев с логистикой и волатильности курсов валют.
Второй способ «удержаться на плаву» — найти альтернативу европейским товарам или компонентам для них в Китае, который на сегодняшний день производит практически все и достаточно хорошего качества. Кроме того, Россию и Китай уже давно связывает взаимовыгодное партнерство, как минимум в вопросе реализации проекта «Пояс и Путь». Разумеется, риски присутствуют и при взаимодействии с китайскими поставщиками, но не стоит забывать, что КНР заинтересована в нашей стране, как в одном из крупнейших рынков сбыта, поэтому будет лояльна и в совместном бизнесе.
Третий и самый перспективный вариант для российских предпринимателей — открыть собственное производство на территории России в рамках программы импортозамещения. На сегодняшний день для компаний, локализующих производство в РФ, предусмотрены льготы и субсидии от государства, которые позволят в кризисный период сохранить большую часть персонала и рентабельность бизнеса.